8 (39535) 43-3-33

Рассказы старого охотника

Рассказы старого охотника

Я уже много раз писал, что Чувашская республика густонаселённая территория. Но и на такой густонаселённой территории есть совершенно глухие лесные посёлки, до которых только сравнительно недавно протянули дороги. А что говорить про довоенное время. В эту глухомань можно было попасть только пешком или распространённым тогда гужевым транспортом, да и то только летом посуху, или осенью по морозцу. Таким посёлком в довоенные времена был крошечный посёлок Гарт. Вокруг посёлка пахотных земель было ничтожное количество и поэтому большинство взрослого населения, 40 мужиков, занимались пушным промыслом. В те времена на индустриализацию страны требовалось много золотых валютных рублей, и государство всячески поддерживало промысловиков, которые добывали мягкую рухлядь. За пушнину государство закупало станки и паровозы, моторы и продовольствие.

За первосортную шкурку куницы охотнику давали 80 пудов зерна. На такое количество зерна семья была избавлена от голода почти на целый год, и по этому при нахождения следа куницы охотник не сходил с него до добычи зверька. Иногда на это тропление следа уходило до нескольких суток. Навыки на добычу куниц были настолько отточены, что среди охотников Гарта был охотник, который по запаху на земле и стволах деревьев мог сказать давность следа куницы. Государство всячески поддерживало соревновательный дух среди промысловиков страны, через кооперацию «Заготпушнина». Один из жителей посёлка по фамилии Поливцев выбился в республиканские передовики, сдав за год 40 куниц и 40 норок. На вырученные деньги он сразу поставил в посёлке новый дом с наличниками (первый с наличниками в посёлке).

Героем моего рассказа является Николай Арсентьевич Юринов 1911 года рождения. По его рассказу, когда ему было не много лет, проснувшись, он увидел, что отец на лошади собирается выехать в районный центр на ярмарку. Выбежав босиком на улицу, юный Николай попросил привести ему с ярмарки гармошку в подарок. Когда отец вернулся с ярмарки, он вынул из телеги ружьё и со словами, что от ружья больше пользы, чем от гармошки, вручил его сыну. С тех пор и до самой старости Николай Арсентьевич прожил с ружьём, которое было верным другом и подспорьем в быту.

Уже, будучи женатым, он поставил капкан на медведя. Поехав с женой на сенокос и проезжая на телеге недалеко от капкана, он решил его проверить. Остановив лошадь, он пошёл к капкану и увидел, что мишка попался. Не став стрелять, он сходил за женой, чтобы показать ей медведя, которого она ни когда не видела. Когда он с женой вернулся к капкану, то медведя уже не было. Медведь ушёл, оставив в капкане конец лапы с когтями.

Этого медведя Юринов добыл уже осенью, когда нашёл место, где медведь готовил себе берлогу и подкараулил хозяина.

С уходом от нас старых охотников ушёл от нас пласт истории, который ни когда не повторится. Хотелось бы, чтобы хотя бы память о небольшой часть этой жизни не канула окончательно в реке времени.

Написано по рассказам старейшего охотника пос. Гарт Порецкого района Чувашской Республики Николая Арсентьевича Юринова, районному председателю ООиР Александру Юрьевичу Архипову. На учёте общества он стоял до 80 –х годов.

Источник: https://www.hunting.ru/blogs/view/137350/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.